Стр. 77 - Директор по безопасности

Упрощенная HTML-версия

WWW.S-DIRECTOR.RU
75
Февраль 2014
ДИРЕКТОР ПО БЕЗОПАСНОСТИ
объяснения
11
и о проведении проверки при нанесении орга-
низации материального ущерба только в целях определения
размера причиненного ущерба
12
, на мой взгляд, являются
недостаточными для адекватного реагирования на произо-
шедшее в организации событие. Полагаю, что во всех слу-
чаях, когда возможно последующее судебное разбиратель-
ство, и в случае грубого нарушения трудовой дисциплины,
по которым со стороны работодателя возможно применение
дисциплинарного взыскания в виде увольнения, было бы
правильнее вести речь о необходимости проведения полно-
масштабной служебной проверки, как это, в частности,
закреплено в настоящее время в системе прохождения го-
сударственной службы
13
. Полагаю также, что служебная про-
верка в обязательном порядке должна проводиться и в том
случае, если в деяниях работника усматриваются признаки
преступления или административного правонарушения.
И дело не только в том, что в ходе проведения служеб-
ной проверки представляется возможным осуществить
сбор и оформление доказательств, хотя и это, как уже по-
казано выше, вовсе не маловажно.
Служебная проверка, как свидетельствует практика, яв-
ляется высокоэффективной формой работы с персоналом
организации, направленной на укрепление дисциплины и
правопорядка. Служебная проверка позволяет:
выявить виновных лиц и привлечь их к ответственности;
выявить причины допущенных нарушений и проступков;
выработать необходимые профилактические меры.
Проведение служебной проверки, как всякая иная адми-
нистративная процедура, имеет свои принципы организации,
свой общий алгоритм проведения. Как уже отмечалось ранее,
современное законодательство о труде не содержит какого-ли-
бо целостного нормативного правового акта, регламентирую-
щего порядок проведения служебной проверки. Однако такие
акты есть в системе нормативных правовых актов, регламенти-
рующих порядок прохождения государственной службы
14
.
Анализ данных актов позволяет заключить, что основ-
ными принципами организации и проведения служебной
проверки могут быть:
обоснованность служебной проверки (или, иными словами,
наличие достаточных оснований для ее назначения и прове-
свидетельствующие о том, что работник может быть привле-
чен к ответственности в полном размере причиненного ущерба;
свидетельствующие о том, что работник на время причи-
нения материального ущерба достиг восемнадцатилетнего
возраста (за исключением случаев умышленного причине-
ния ущерба либо причинения ущерба в состоянии алкоголь-
ного, наркотического или иного токсического опьянения,
либо если ущерб причинен в результате совершения престу-
пления или административного проступка, когда работник
может быть привлечен к полной материальной ответствен-
ности до достижения восемнадцатилетнего возраста)
2
.
Анализ судебной практики свидетельствует, что при
рассмотрении в судебном порядке вопросов привлечения
работника за разглашение сведений, составляющих ком-
мерческую тайну организации, работодатель вынужден
представить доказательства:
принятия в организации предусмотренных законодатель-
ством мер по обеспечению режима коммерческой тайны
3
;
того, что разглашенная информация представляет ком-
мерческую тайну организации
4
;
факта разглашения сведений, составляющих коммерче-
скую тайну организации
5
;
виновности работника, разгласившего сведения, состав-
ляющие коммерческую тайну
6
;
противоправности действий работника, разгласившего све-
дения, составляющие коммерческую тайну организации
7
;
того, что работник, разгласивший сведения, составляю-
щие коммерческую тайну организации, действовал из ко-
рыстных побуждений
8
.
Даже, казалось бы, обыденные судебные рассмотрения
по делам об увольнении работника и те требуют опреде-
ленной готовности работодателя к предъявлению дока-
зательств. В частности, возвращаясь к вопросу о защите
коммерческой тайны организации, в ходе судебного раз-
бирательства по вопросу увольнения работника по основа-
ниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 6 части 1
статьи 81 Трудового кодекса РФ
9
, работодатель обязан пред-
ставить доказательства, свидетельствующие о том, что:
работник разгласил сведения, которые в соответствии
с действующим законодательством относятся к коммер-
ческой тайне;
эти сведения стали известны работнику в связи с испол-
нением им трудовых обязанностей;
работник обязывался не разглашать такие сведения
10
.
Так много внимания необходимости предъявления доказа-
тельств уделенововсене случайно. Этимсамымхотелосьподчер-
кнуть значимость вопроса сбора, обработкии соответствующего
оформления материалов по всем проступкам, происшествиям и
правонарушениям, произошедшим в организации в процессе
осуществления еюфинансово-хозяйственной деятельности.
Сразу оговорюсь, что предписания Трудового кодекса РФ
об ограничении затребованием от работника, допустившего
то или иное нарушение трудовой дисциплины, письменного
ВИТАЛИЙ КОМЛЕВ,
заместитель генерального директора ООО «Ключ-консалтинг»
Во всех случаях
работодатель обязан
доказательно обосно-
вать свое решение
и свою точку зрения